Владимирский собор

IMG_0863

Владимирский собор

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Сергач.

     Центральным храмом Сергачского благочиния является Владимирский собор. Его величие и красота завораживают, а купола, уходя глубоко в поднебесье, напоминают людям о быстротечности земной жизни и о вечном царствии небесном.

    Владимирский собор находится на вершине холма в старой части города.

    Здесь, близ источника под названием Колоды, в древности была срублена из дуба часовня во имя 3234преподобного Сергия Радонежского. Отсюда пошла и первая улица будущего поселения, получившая название Сергиевской. Когда в 1802 году был высочайше утвержден план застройки уже уездного города Сергача, здесь образовалась площадь, «на коей положена быть каменная церковь». Такое соседство собора и расположившихся вдоль главной площади официальных зданий остается и по сей день.

Построен собор был полтора века назад в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, как дань памяти погибшим сергачанам. Строительство велось с 1817 – 1821 год.

преп Иоанн Дамаскина

храм в честь преп. Иоанна Дамаскина

В 1817 году, когда началось строительство, в городе, на базарной площади, было две церкви: ветхая деревянная Владимирской Божьей Матери с приделом в честь преп. Сергия Радонежского (1752г.) — благолепием иконостаса, ризницею и прочей утварью она «удовольствована изрядно», при ней «пашенной, сенокосной и усадебной земли 33 десятины», и, рядом с ней была вторая – Ильинская (1737г.). От времени церкви разрушились, и в середине 50-х годов XIX века построили новую — Дамаскинскую (церковь сгорела в 1936 году).

Вид на г. Сергач с колокольни собора

В 1816 году Комиссия духовных училищ выделила на строительство каменного собора в городе Сергаче 37.024 рубля 50 копеек. В начале 1817 года из Духовной Консистории была выдана книга со шнуром и печатью, в которой должны быть записываемы всякие расходы (кому именно, когда, сколько выдано денег). Оговорено также было, чтобы ежемесячно рапортовать о расходах суммы и об успехах в работе.

Рисунок2

Владимирский собор с колокольней

«Подрядчики, получив деньги за разные работы по контрактам, расписывались в этой книге, а избранные и утвержденные ктиторы (церковные старосты) своею подписью подтверждали расход. В 1819 году «строение собора покончено, о чем его преосвященного епископа Моисея донесено митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Михаилу». Алтари — в правом приделе в честь пророка Божия Илии, в левом — в честь преподобного Сергия Радонежского – были освящены в 1820 году, а главный алтарь – в честь Владимирской иконы Божьей Матери — в 1828 году. Расходные книги были отправлены в Комиссию Духовных училищ.

Но в 1828 году, в июне, митрополит Новгородский возвращает книги, поскольку они показывают только расход выделенной суммы без пояснения или сравнения со сметой. Он просит епископа Нижегородского Афанасия: «…благоволили приказать, кому следует составить из оных по установленной форме подробные отчеты, кои доставить в комиссию на ревизию вместе с подлинными сметами и книгами».

В июле в Нижегородской Духовной консистории решено было истребовать из Сергача подробные, с возможной поспешностью отчеты о расходе денег. Благочинный г. Сергача, священник Василий Федоров, опросив священнослужителей и крестьян города, выяснил следующее: действительно, он лично, будучи в 1817 году дьяконом, вместе с протоиереем Александром Афанасьевым был при получении денег. Деньги были записываемы в расходную книгу в присутствии Сергачского уездного казначея Петра Соловьева, а записи расходных статей велись старшим ктитором купцом Иваном Нефедовым. Но ни священник, ни крестьяне не видели смет, не знают, где они находятся, и подробного отчета составить не могут, тем более, что протоиерея в данное время в городе нет, а казначей уже умер. Оказалось, бывший протоиерей является иеромонахом Благовещенского монастыря; он был вызван в Духовную Консисторию, где получил указание о составлении отчета о расходах выделенной на строительство суммы, что и сделал к ноябрю 1829 года.

Из его отчета мы и узнаем подробности о строительстве и некоторые имена людей, принимавших в нем участие. Так, трех видов кирпичей было изготовлено 600 000 штук, за что в разное время выдано с транспортными расходами 5 729 рублей 50 копеек. Извести 20 пудовых бочек для кладки стен и фундамента закуплено 1389 штук, за них уплачено 14 571 рубль. В расходной книге за 1817 год записаны сведения «о поставке связного железа мещанином Андреем Лакшиным и Афанасием Рычиным на общую сумму 17 708 рублей 12 копеек, а также кровельного, полосного железа купцом Ягодинским. У сергачского крестьянина Козьмы Кирпичникова закуплены тес, у мещанина Семена Горланова — лубки. Подрядчику Тихону Молеву для найма на работу людей, всего было выдано 6 479 рублей 45 копеек. За подвоз воды крестьянину Ивану Петрову — 54, а Ивану Симонову – 200 рублей. Песок во все время созидания каменной церкви усердием прихожан к строению был привозим безденежно». Кровельщикам за покрытие кровли с их краской, гвоздями и проволокою — 937 рублей 50 копеек (с каждого листа — 1875 штук — по 50 копеек). За очистку мусора по смете положено было заплатить 700 рублей, но «попечением и трудами прихожан все оное исправлено без денег». За выстилку полов, сооружение двух глав и установку крестов было положено 3350 рублей, но «в церкви пол сделан из деревянного соснового теса за счет доброхотных дателей и прихожан», «кресты на церковь и колокольню постановлены усердием прихожан и доброхотных дателей».

Рядом с собором находилась величественная колокольня: «Отделена от церкви на пять с половиною сажен, вышиною 20 сажен, в три этажа, выбелена извёсткой, в этажах полууступы. Купол покрыт листовым железом и зелёною краской. Верхний купол и шпиль по дереву покрыты английской жестью. Под колокольнею между столбом сделана каменная караулка, с двумя для хранения церковного имущества чуланами. На колокольню в верхнем этаже повешено 6 колоколов: первый весом в 89 пудов 30 фунтов, 2, 3 ,4, 5, 6 — без подписи и означения веса». Звон этих колоколов разливался на всю округу, на 30 вёрст окрест.  Возродить этот «голос» Сергача — одно из заветных желаний благочинного и всех прихожан.

По описи 1854 года интересно было узнать, каково внутреннее убранство церкви. Предалтарный иконостас столярной работы «в один ярус с 12 колонными столбами, окрашен сиреневою кубовой краскою, карнизы и резьба покрыты на полимент 1-го номера позолотою. Между святых икон — колонны окрашены сиреневою краскою, а по концам сверху и снизу на полимент позолочены». За святым престолом образ Святой Троицы «в киоте красном, обложен резным золоченым бордюром, за стеклом, на нём оклад и ризы серебряные 84-й пробы, весом 3 фунта и 5 золотников, мерою в длину 1 аршин, а в ширину 3 четверти, стоит на деревянном желтом пьедестале». За правым клиросом «в особом иконостасе образ Владимирской Божьей Матери, на ней риза фольговая, низанная бисером, и венец медный посеребренный весом 48 золотников, длиною 6, шириною 5 четвертей». Перед ней медно-серебряная лампада весом 9 с четвертью фунтов. Паникадило было о трех ярусах, медное, посеребренное, с 24 подсвечниками. В ризнице хранилось Евангелие 1794 года в 4-ю долю листа «обложенное малиновым бархатом, средник и наугольники покрыты серебряными чеканными листами 84-и пробы». Имелось три серебряных дискоса весом 62,45, 36 золотников; в книгохранилище — книги 1766, 1776 к 1784 года; метрики и духовные росписи хранились с 1797 года.

В середине 30-х годов XX века Владимирский собор был закрыт, колокольня разрушена, а колокола сброшены и переплавлены. Но благочестивые жители улицы Песочной унесли язык одного из колоколов, закопали его в песок на дне речки Сергачки, где он и пролежал до 1993 года.  Потом язык колокола был откопан и преподнесён в дар краеведческому музею.  Уничтожены были многие церковные ценности, книги, рукописи, старинные иконы. Во время ремонта в музее, между перегородок нашли две хорошо сохранившиеся иконы: «Владимирской Божией Матери» и «Огненное восхождение пророка Илии». Полагают, что они из местного Владимирского собора, были спрятаны от «нехристей в эпоху атеизма».  Во время Великой Отечественной войны в храме размещались артель «Швейник» и «Обувщик».  Лишь после долгих 60-ти лет поругания, в 1993 году, собор вернули Нижегородской епархии. С 1994 года здесь начали совершаться регулярные богослужения, которые совершались в боковом приделе в честь святого пророка Божия Илии.

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Собор в наши дни

К активным восстановительным работам смогли приступить только в 2003 году: был отреставрирован центральный придел собора, отремонтирован пол (потребовалось около 40 машин песка), отштукатурили и побелили стены, обновили алтарную часть и иконостас. Летом 2004 года был частично обновлен фасад. Осенью 2005 года была полностью отремонтирована купольная часть храма: заменили кровлю, установили новую главку и крест. Весной 2006 года приступили к капитальному ремонту фасада и росписи шатра.

Престолы.

 Главный престол освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Левый предел освящен в честь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, а правый предел в честь пророка Божия Илии.

 

Святыни.

В соборе хранятся частицы мощей:

— преподобного Серафима Саровского Чудотворца,

— святителя Луки Войно-Ясенецкого,

— благоверных князей Петра и Февронии.

 

Расписание богослужений.

Богослужения совершаются ежедневно.

В будни совершается утреннее богослужение – Утреня, Часы и Литургия.

Накануне праздников и воскресения служится вечернее богослужение – Вечерня и Утреня, 1 Час.

Начало утреннего богослужения 8.00

Начало вечернего богослужения 17.00

Таинство Крещения совершается по субботам в 11.00. Предварительно необходимо в лавке зарегистрироваться не позднее 10.00 или сделать это заранее в другой день. Непосредственно перед самим Таинством проводится беседа со священником для желающих принять крещение.

Венчание проводится в сред, пятницу и воскресение. Во время постов Таинство Венчания не совершается.

Храм открыт ежедневно с 7.00 – 14.00.

Во время Великого Поста на первой неделе в 18.00 служится Повечерие с чтением канона преп. Андрея Критского.

 

Воскресная школа.

При соборе функционирует детская Воскресная школа. Принимаются дети от 6 – 18 лет. Занятия проходят в здании храма каждое воскресение с 10.30. Дети изучают Закон Божий, Храмоведение, Литургию, Всенощное Бдение, занимаются творчеством и пением.

 

 

 

 

Комментирование запрещено