Храм свт.Николая Чудотворца, с.Пожарки

Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца (1795/1887 г.)

(село Пожарки Сергачского района).

храм свят Николая с. Пожарки

Храм свт. Николая

Известно, что еще в 1749 году прихожане села Пожарки Алатырского уезда просили Епархию о постройке новой церкви, взамен пришедшей в ветхость старой холодной.  В этом же году они просили разрешения на покупку колокола, а поскольку известно, что деревянные церкви служат не менее 100 лет, значит, что уже в 1649 году в селе был храм.

Из документов, хранившихся при храме, известно, что первый деревянный храм в Пожарках был построен «тщанием» прихожан. В 1816 году этот храм вместе с селом сгорел дотла. В начале XIX века село принадлежало действительному тайному советнику и кавалеру князю Сергею Михайловичу Голицыну и его супруге Авдотье Ивановне, урожденной Измайловой. Её-то усердием и был построен новый каменный храм, доселе стоящий в селе. Но этому предшествовала долгая история.

В 1820 году княгиня Голицына из Санкт-Петербурга пишет прошение Епископу Нижегородскому и Арзамасскому: «Имея обязанность пещись о благосостоянии крестьян моих, я первым долгом прошу Ваше Преосвященство о позволении соорудить церковь в деревянном господском доме в селе Пожарки. Соорудить до того времени, пока крестьяне не в состоянии будут соорудить у себя приходскую каменную церковь». Дело в том, что пожарские крестьяне на долгое время были отлучены от исполнения церковных треб. Это было вызвано отдаленностью от других приходов, особенно во время весеннего разлива реки Пьяны. Епархиальное же руководство не могло решить этот вопрос без разрешения Святейшего Синода. Из Святейшего Синода приходит Указ о вызове благочинного и управляющего княгини Голицыной для дачи показаний о побудительных причинах к устроению домовой церкви. Благочинный Сергачской округи села Пожарок Петр Михайлов, княгиня Голицына, бурмистр Михаил Григорьев показали: «…домовая церковь впредь до выстроения каменной нужна потому:

1) хотя от онаго села Пожарок город Сергач отстоит расстоянием в четырех верстах, но как между оными Сергачом и Пожарками течет река, называемая Пьяною, от наводнения которой во время весеннего времени бывает обширное разлитие воды не менее как версты на три и продолжается более шести недель… Пожарские жители во время оного претерпевают великую нужду… во всю святую Пасху и прочие праздники лишаются слушания Божественной Литургии и Слова Божьего;

2) оное село с другой стороны окружается татарскими деревнями, из числа коих в семи деревнях имеют жительство новокрещеные татары, которые состоят в Пожарском приходе, но как нет в оном селе Пожарках церкви пятой уже год, отчего новокрещеные в церковь для слушания Слова Божьего не ходят, а потому предвидится опасение, дабы проживают вместе с некрещеными татарами, впредь не возымели склонности к … от веры христианской отступлению;

3) к устроению домовой церкви две способных палаты имеются деревянных, из которых в первой хранится церковное имущество, а вторая потребна к священнослужению, убранство имеется в довольстве».

Пожарки

храм свт.Николая

В феврале 1821 года от Моисея, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в Синод отправляется рапорт: «… в Пожарском приходе 733 души, которые не могут нести значительные затраты на строительство храма.  Предлагаю, вести строительство в течение шести лет при условии сбора с крестьян и доброхотных дателей в год по 2000 рублей, если при том, и сама госпожа Голицына своим личным пособием умножит сию сумму». Исходя из вышеизложенного, просит просительнице княгине Голицыной разрешить устроить «в одной из палат домовую церковь с подвижным антиминсом для священнослужения и исправления мирских треб», с тем, однако, чтобы церковь эта существовала не долее шести лет, пока не будет сооружена каменная.

Новый каменный храм сооружался и благоустраивался в течение 14 лет исключительно на средства княгини Голицыной и под ее руководством. В 1835 году он был освящен с благословления епископа Нижегородского и Арзамасского Иоанна во имя Святителя и Чудотворца Николая, как и старый деревянный. Храм красивый по архитектуре, особенностью его является то, что освещается он через окна в купольной конструкции. Особым украшением и утварью он не был богат, но хранил в себе священную драгоценность — часть кости св. Иоанна Крестителя, принесенную в дар церкви княгиней Евдокией Ивановной Голицыной.  Перед этой святыней служилось очень много молебнов не только для пожарских прихожан, но и для жителей соседних сел и деревень. До сих пор в селе среди старожилов бытуют воспоминания об этой святыне, и надежда на то, что она сохранилась и помогает пожарцам в их благих делах.

В состав пожарского прихода, кроме самого села, еще входили приписные крестьяне, проживающие в татарской деревне Семеновской (30 душ), «вывезенные из сибирской губернии бывшей владелицей Е.Я. Березиной, которая имела в д. Семеновской небольшое имение, коим наделили своих крепостных крестьян», а также новокрещенные из татар «деревень Трех Озер, Уразовки, Семеновской и Пошаговой — всего в количестве 243 душ». В 1866 году эти новокрещенные от христианства отпали.

Николаевский храм в разное время посетили нижегородские Архипастыри: Иаков, Иеремия, Антоний, Иоанникий. В 1855 году владыка Иеремия, обозревая Епархию, после освящения Дамаскинсмой церкви в Сергаче осмотрел и Пожарский храм, очень ему понравившийся, однако, обратив внимание на обветшалую ограду, «сделал строгий выговор прихожанам за такое нерачение». Потом он изъявил желание побывать в татарском селе Кочки-Пожарки, где посетил мечеть и собственноручно оделил бедных татар деньгами. Владыка Антоний останавливался в доме приходского священника о. Иоанна Флерова, с которым долго беседовал о прихожанах и, главным образом, о новокрещенных татарах. В 1875 году предупрежденные о приезде Владыки Иоанникия прихожане задолго до его приезда вышли на встречу за село, а когда экипаж поравнялся с ними, все пали на колени, чем заслужили его особое внимание.

Более 20 лет существовал при храме хор певчих, организованный детьми священника Флерова.

Храм в советское время был закрыт в 1935, по другим сведениям — в 1937 году, долгое время пустовал, разрушаясь; в послевоенные годы в нем колхоз устроил склад, иконы и утварь исчезли, паникадило сдано во «Вторчермет».

В 1990-93 годах стараниями жителей села и их родственников, уехавших в разные города, а также с помощью колхоза «Красная нива», элеватора, промкомбината ‘»Феникс», завода железобетонных конструкций, асфальтного завода, Кочко-Пожарского ремзавода, воинской части и других организаций храм был восстановлен и служит людям!

Расписание богослужений.

 Богослужения совершаются в субботу вечером (17.00)  и в воскресенье утром (9.00) каждую неделю, и в большие церковные праздники.

В храме совершается крещение и венчание.

Комментирование запрещено