Храм свт. Николая Чудотворца, с.Лопатино

Церковь Николая Чудотворца (село Лопатино Нижегородской области)

DSC_0085   Существующее село Лопатино получило название по преемственности от селения, которое существовало до половины XVII века, и его история неразрывно связана с прежним Лопатином, где раньше был храм, а приход составлял кроме села, деревни – Орловка, Нестеровка, Починок. Об исчезновении старого Лопатина рассказывают следующее: оно с приходскими деревнями принадлежало помещице Ромодановской (в ее владении находилось и Ветошкино), но после убийства ветошкинцами управляющего и угроз в ее адрес она отдала своих крестьян казне на Оренбургские чугунолитейные заводы. И ушли крестьяне в дальний край, забрав детей, скот, домашний скарб. Опустели не только дома, но и церковь, так как прихожане при последнем посещении родного храма захватывали с собой в дорожные сумы кто что мог. Дальнейшая судьба Лопатина связана с новыми владельцами, купившими у госпожи Ромодановской земли.

Новые жители села воспользовались запустелым храмом, оставленным прежними лопатинцами, он служил им до 1795 года. Когда же он был выстроен, теперь уже не узнать, сгорел ли, сломан ли за ветхостью — неизвестно, но сохранились к 1891 году четыре огромных камня, что лежали, по свидетельству тогдашних старожилов, на месте его престола.

В 1795 году с благословения Епископа Нижегородского и Алатырского Вениамина II построен владельцами Лопатина генерал-аншефом Александром Васильевичем Обрезковым и полковником Петром Андреевичем Остафьевым новый храм и тогда же освящен в прежнее наименование Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Колокольни при нем до 1825 года не было, четыре колокола висели на столбах; в том же году помещики Обрезков и Остафьев обили церковь тесом, перекрыли кровлю и поставили колокольню «вышиной 18 аршин» (около 13 метров).DSC_0080

В 1840 году храм подвергся удару молнии. Это произошло после вечерни накануне праздника Усекновения главы честного и славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, когда многим говельщикам читались молитвы перед исповедью. Сорвав крышу с главы и купола, молния ударила внапрестольный крест, лежавший на аналое среди церкви; прошла по длине креста, устремилась на правый клирос, задела стоявшего там набожного еропкинского старичка, не причинив ему вреда, пробила стекла и исчезла. Крест этот был привезен в день случившегося с Нижегородской Макарьевской ярмарки. В связи с этим случаем много раз приезжала в село духовная и светская впасть, даже взвешивала крест, чтобы узнать «сколько от него убыло после удара молнии».

В 1846 году храм снова обит тесом, главы и купола обиты листовым железом и выкрашены на средства помещицы А.Т. Вадбольской.

Далее обустройством храма занимается владелец Лопатинского Починка штабс-капитан Мемнон Петрович Щербаков. Так с благословения Преосвященнейшего Антония в 1859 году он утеплил храм, устроив внутри ниже купола   потолок, выштукатурив стены, установив три печи — в алтаре и две в трапезе. В то же время арзамасские резчики вырезали и позолотили иконостас. В нем «иконы в серебропозлащёных ризах за стеклами, устроенных заботами и иждивением того же Щербакова». Им же куплены на собственные средства серебропозлащёный Ковчег и большой колокол весом 60 пудов и 5 фунтов. Во время подведения фундамента под церковь в 1859 году она, по неопытности мастера, несколько наклонилась на правый южный бок, М. П. Щербаков предлагал прихожанам построить новый храм, но они вместе со священником отклонили его предложение. (М.П. Щербаков, благотворитель Лопатинского храма, религиозный и набожный при жизни, был погребен при храме).

После освобождения крестьян в 1861 году, землевладельцы Лопатина «оставили свои попечения о местном храме», а крестьяне, с наступлением воли «не скоро освоились со своим положением правовых членов прихода», потому церковь с каждым годом все более грозила падением.

При посещении Лопатина 9 июля 1881 года Епископ Нижегородский Макарий, осматривая храм, нашел его в опасном положении: сильно покачнувшимся, двери и окна покосились, пол провалился в некоторых местах из-за гнилости балок. Он объявил собравшимся прихожанам, что вынужден будет дать указание запечатать храм, если лопатинцы не позаботятся о перестройке его или постройке нового.

DSC_0077Это властное решение случилось при священнике Михаиле Троицком, прослужившем к тому времени всего четыре месяца. Как бы ни было трудно отцу Михаилу, он со всей молодой энергией принялся за обсуждение с лучшими из прихожан вопроса о храме. После долгих рассуждений они 13 августа 1881 года составили четыре приговора (т.е. постановления): «Первый о том, что за невозможностью поправить настоящий ветхий храм они желают строить новый каменный. Второй о том, что … без всякого ограничения прав уполномочивают по постройке храма крестьян села Лопатина Ивана Панкратова, Ивана Солдатова, Андрея Тимофеева. Третий о том, что прихожане обязуются представлять денег на постройку храма столько, сколько потребуют уполномоченные, а на первый раз на начало дела по рублю с ревизской души. Четвертый о том, что обязуются представлять бесплатно на подвозку всех материалов при постройке подводы». В конце приговоров написали, что обязуются соблюдать и исполнять эти приговоры свято и нерушимо.

31 августа 1881 года священник Михаил Троицкий с уполномоченным Панкратовым и местным благочинным представили приговоры вместе с прошением о дозволении начать строительство храма Преосвященнейшему Макарию, получив сначала словесное разрешение, апотом и Указ от 21 сентября 1881 года.

Написать проект и оформить его перед строительным отделением взялся за 250 рублей архитектор Нейман к 15 декабря 1881 года. В октябре он осмотрел грунт под основание храма, показал составленный план для храма, заслуживший одобрение. К сроку принятого обязательства он не выполнил. Невзирая на это обстоятельство, уполномоченные, чтобы не упустить время для найма опытного мастера, 4 февраля 1882 года «заподрядили подрядчика Якова Васильева Войнова бить кирпич и класть самый храм». Весной они выстроили три кирпичных сарая, рабочую избу и калильную яму вместимостью до 20 тысяч кирпичей. За лето Войновым набито до 200 000 штук кирпича. На этом дело и остановилось: архитектор Нейман уехал на службу в Полтаву, прихожане доложили благочинному, что не в силах выполнить третий приговор (неурожайный был год, а еропкинцы отказались даже и от душевого рубля). Остановилось, но не закончилось…

Лопатинцы посылают в Полтаву к архитектору Нейману запрос о проекте, тот отвечает, что передал написанный проект г. Станкевичу, последний не взял на себя ответственность за утверждение проекта. 12 марта 1883 года подрядчик Ванеев из-за остановки строительных работ просит с уполномоченных неустойку в размере 200 рублей. Оказавшись в таком положении, отец Михаил вместе с уполномоченными ищет источник средств на построение храма и находит: 700 рублей взимать за арендуемые у лопатинского общества заведения и 500 единовременно взять у арендатора.

Лето 1884 года выдалось урожайным, потому по окончании страды отец Михаил и в праздники, и в будни, и в храме, и на сходах стал уговаривать прихожан заготовить камней бутовых и извести, чтобы весной 1884 года завершить закладку храма. К нему на помощь 30 октября 1884 года прибыл благочинный и в продолжение девяти часов на сходе убеждал лопатинцев «не отступать от святого дела». И тут выяснилось совершенно неожиданное: мнения крестьян относительно строительства церкви разошлись на столько, что об этом пришлось сообщить в Епархию. Одни считали, что нужно строить каменный храм, другие – деревянный, третьи – починить старый, а большинство заявило, что «и старый ещё здоров и простоит ещё 5 лет». Из Духовной Консистории от 5 марта 1885 года пришёл Указ «О приведении в исполнение закладки каменного храма». Лопатинцы не только не захотели слушать благочинного, приехавшего в село, чтобы ознакомить их с Указом, но и знать самого Указа. Это непослушание случилось во время Великого Поста, потрясённый благочинный доносит об этом уже после Пасхи Преосвященнейшему, вследствие чего состоялся новый Указ от 6 июля 1885 года: «… в устранение могущих быть несчастий от разрушения церкви запечатать оную, а лопатинских прихожан на время причислить к Абаимовской церкви с тем, чтобы служение в оной проводилось поочерёдно Лопатинским и Абаимовским причтом…».

21 июля по предписанию Сергачского Полицейского Управления пристав 2-го стана в присутствии благочинного и приходского священника церковь в ЛопатинеDSC02888 запечатал. И в это время Епископом Нижегородским и Арзамасским становится Модест. К нему-то и направили ходоков из своей партии (причём без ведома и согласия священника) те крестьяне, которые на сходе 30 октября 1884 года стояли за исправление старой церкви, с прошением разрешить богослужение в старом храме на то время, пока все прихожане не соберут средства, необходимые для его исправления. А о том, что 4 года назад обязались построить каменный, умолчали! Не зная этого, Модест, снисходя к просьбе, даёт указание осмотреть церковь благочинному с причтом, старостою и старшими прихожанами на предмет возможности ещё год проводить в ней богослужения. Во время осмотра четвёртая партия своих вожаков представила благочинному приговор о том, что их приходская церковь крепкая и не нуждается ни в каких поправках лет на 50. Каково?! Разрешить эту сложную ситуацию Строительным Отделение был послан архитектор Станкевич, который в присутствии уездного исправника, отца Михаила и сельского старосты осмотрел храм внутри и снаружи и 12 октября 1885 года заключил: «… в храме в настоящем виде совершать богослужение нельзя, так как фундамент потрескался, связи вышли из своих мест, необходимо строить новый храм». В особой же пояснительной записке отметил, что если храм подставить и стянуть, но непременно под наблюдением архитектора, то богослужения совершать будет можно. 23 декабря получает приказ совершить исправления и предоставить свидетельство благочинного и свой акт. Крестьяне на временное исправление не согласились. Дальше дело продолжилось ходоками без доверия от целого общества. Минуя епархиальную власть, они 28 декабря 1885 года наняли мастера В.А. Морозова перестроить церковь за 800 рублей. Перестроить в таком виде: алтарь, сломав старый, выстроить новый такого же размера на прежнем фундаменте: главную часть сломать до четверика, вновь надстроить прежней высоты, но не шестериком, как прежде, а четвериком, увеличив по ширине на два аршина. Трапезу не трогать, а колокольню сломать до четверика и сделать выше прежней на два аршина. Отец Михаил, убедившись, что прихожане не хотят руководствоваться ни увещеваниями, ни советами своего пастыря, ни даже указаниями епархиальной власти, решил за лучшее для себя удалиться из прихода и 2 января 1886 года подаёт Преосвященнейшему Модесту прошение о переводе его в Столбищи, но получает такой ответ: «Подвиг в построении храма – дело святое и весьма похвальное, перемещать опытного пастыря в такое время, когда один храм закрыт, а другой не строится, опасно для веры и нравственности»…

Когда в село в очередной раз приехал благочинный, ему не сказали о решении от 28 декабря 1885 года, а они вместе со священником были уже рады тому, что прихожане не отказались от перестройки церкви по пояснительной записке и строительства новой, а пришли к соглашению: «перестроить храм по своему разумению». Добившись своего, крестьяне, опять-таки не дожидаясь Указа на последний приговор, 29 февраля привезли из Сергача 157 брёвен лесу и 500 пудов извести, а 16 марта уполномочили по постройке храма священника и крестьян Крюкова и Солдатова. Из Нижнего 31 марта получено разрешение о перестройке по проекту прихожан с одним условием – непременно представить архитекторский план.

В течение почти трёх месяцев план составлялся, рассматривался, проходил согласование и к 15 июня был утверждён. За свои труды архитектор получил 250 рублей. В июле получено окончательное разрешение, и работа закипела. В августе, наняли мастера на перестройку за 1325 рублей, другого – класть фундамент по 1 рублю 50 копеек за тысячу кирпича. 12 августа в 12 часу мастера с рабочими стали ломать обшивку храма и каменные сараи; 15 августа происходило сожжение престола, снятие колоколов и крестов. Об этом событии следует рассказать подробнее.

В этот день после торжественной литургии, совершённой в соборе благочинным Петром Серебровским и священниками окрестных сел Кошкарова – Нечаевым, Андросова – Соколовым, Лопатина – Троицким, отправился крестный ход в Лопатино и остановился перед святыми вратами храма, где дожидался пришедший с крестным ходом после литургии абаимовский священник Аркадий Владимирский. После свершения молебна и акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю престол с жертвенником с пением канона Великой субботы был отнесён на специально приготовленные плотины на речку Ореховку и сожжены с пением псалма «Небеса поведают славу Божию». При этом благочинный объяснил, что престол сожжён не для того, чтобы показать прихожанам, что уничтожена святыня, а для того, чтобы к ней не касалась никакая скверна.

Перестройка церкви закончена была в 1887 году, тогда же и освящена.

19 февраля 1885 года в селе стараниями отца Михаила открыта школа, которая помещалась в нежилом доме купца Караванова, на чей счёт она отапливалась и ремонтировалась. Епархиальное начальство утвердило Караванова в звании Попечителя школы.

Примечательно, что это единственная церковь в городе и районе, которая не закрывалась в советское время. В Великую Отечественную войну храм пустовал. Но даже в те годы, когда, казалось бы, победило атеистическое мировоззрение, народ сохранил свой Никольский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование запрещено