Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила (1702/1859 г.)

Гусево

Храм Архангела Михаила

Архангельская церковь – одна из старейших в Сергачском округе. Первоначально она была деревянной. Она была построена в 1702 году (предположительно на месте захоронения ратников, погибших в Пьянском побоище 1377 года). Но время не щадит никого и ничего… В декабре 1848 года Сергачского уезда Ключевской волости 3-го Кладбищенского общества села Кладбищи государственные крестьяне Антон Курылев и Василий Малышев обращаются к Епископу Нижегородскому и Арзамасскому Якову с прошением о строительстве нового храма, пока старая церковь не пришла в ветхость. С этим прошением послан был приговор мирского схода, на котором старшина Василий Филинов, младший добросовестный Андрей Петров и рядовые (77фамилий) решили, что они «желают на свой кошт построить новый каменный храм в честь св. Архистратига Михаила по приложенному плану и фасаду, засвидетельствованному местным архитектором». За неграмотностью участников схода, поименованных в прошении, старшина и мл. добросовестный приложили свои печати. Через месяц в Духовной Консистории определено: представленный при прошении план препроводить в Губернскую Строительную комиссию, а из Палаты Государственных имуществ потребовать уведомление, нет ли с её стороны препятствий к строительству в с. Кладбищи новой церкви. Месяц спустя, Губернская строительная комиссия уведомила, что план рассмотрен и одобрен. В апреле 1849 года Палата Государственных имуществ получила от кладбищенских крестьян подписку о «нечинении препятствий к построению в селе новой церкви». В мае «Палата» доносит в Духовную Консисторию, «что за таковым единодушием сельского общества препятствий к построению церкви на счет добровольных приношений не имеется». «Постройку … они предполагают произвести в 7 тысяч рублей серебром средствамиЦерковь в Гусеве добровольных дателей, на что все общество согласно». 17 мая 1849 года окончательно решено: «построить каменную церковь плану и фасаду в с. Кладбищи, о чем и объявить прихожанам». Скоро бумага составляется, да не скоро дело делается. Далее счет пойдет на годы, а не на месяцы. Через год Нижегородская Палата государственных имуществ просит доложить о ходе строительства церкви, а получает следующее прошение: «…для каковой постройки с общего всех мирского согласия и избрали мы на пустопорожнем месте против обывательских домов крестьян Антиоха Дубинина, Ивана Варюхина, Петра Ефимова, Петра Рубцова, Андрея и Михаила Плехановых на одной и той же с существующей теперь церковной возвышенной площади, какова места для означенной постройки ПРИЛИЧНИЕ и УДОБНИЕ мы во всём селе ещё не имеем, а потому оную духовную Консисторию всепокорнейше просим на объяснённом месте начать нам церковную постройку».

иконостас Архангельского храма

иконостас Архангельского храма

В это же время священник села Кладбищи Пётр Князев в ответ на запрос Духовной Консистории сообщает, на каком расстоянии от предполагаемого места строительства новой церкви находятся дома крестьян (от 3, 5, 12 до 20 саженей). В приложенном к рапорту передаёт решение крестьян: «…мы, как скоро начинается кладка церкви, обязуемся всем обществом при нашем пособии иные дома перенести на другие места так, чтобы и самый ближний дом был не ближе к избранному месту 25 сажень, на что мы и хозяева тех домов изъявили добровольное согласие».

В Сергач был послан архитектор для освидетельствования грунта земли на месте строительства и выяснения мнения крестьян относительно переноса их домов на другие места.

В декабре 1850 года гражданский инженер Каратаев свидетельствовал: «…местность оказалась достаточной твердости. В этом году предполагается закончить фундамент, потому им осмотрен заготовленный годный к работе строительный материал — бутовый камень, известь, песок, перенесение домов с целью образования площади в соответствии с правилами обустройства казенных селений по планам — необходимо, на что крестьяне согласны, а общество выразило желание им помочь».

Спустя год и три месяца Палата Государственных имуществ доносит в Духовную Консисторию: место под постройку в селе Кладбищи через перенос 3-х домов на новые места очищено, вокруг церкви образовалась площадь. То ли сомневаясь, то ли по другим каким причинам, Духовная Консистория просит Благочинного 1-го ведомства Сергачского уезда священника села Яново Дормидонта Доброславского подтвердить эти сведения. Он 31 июля отправляет рапорт, из которого следует, что три дома действительно снесены, но площадь, требуемая правительственными предписаниями, не образовалась, она образуется, если снести с разных сторон еще 10 домов. В ноябре Благочинному предписано наблюдать и доносить в Консисторию о сносе домов для образования площади по плану 1850 года. Итак, план есть, согласие крестьян есть, разрешение на строительство тоже, но… 30 апреля 1853 года крестьян просят сообщить, куда они, согласно своей прежней подписке, обязуются перенести дома на 13 сажен; 15 июня об этом дано знать Благочинному; 18 июля он рапортует, что дома не снесены; 26 октября Палата докладывает Консистории, что она «блюдет невыполненность сноса домов» и предписывает это делать уже Васильскому Окружному начальнику.

До сентября 1855 года перо молчало, и лишь 30-го сентября в Духовной Консистории становится известно, что дома снесены, но она просит Сергачского Благочинного протоиерея Михаила Розова подтвердить сие сообщение, что он и делает 13 ноября.

Четыре года строительство было на контроле, но лишь 27 января 1860 года появляется очередная бумага: протоиерей Розов докладывает о завершении строительства без внутренней отделки, а следующая — через два с половиной года. Это прошение Нектарию, Епископу Нижегородскому и Арзамасскому, Архангельской церкви притча, старосты и всех прихожан. Приводим его полностью:

«Новоустроенная в нашем селе каменная церковь во имя Архистратига Божия Михаила всеми необходимыми вещами для священно служения снабжена. Покорнейше просим Вас, Милостивейший Архипастырь и Отец, благоволите освятить сию церковь через местного нашего Благочинного Протоиерея Михаила Розова и учинить о сим Милостивейшее распоряжение. Мая 1862 года.

Архангельской церкви священник Николай Никольский,

Диакон Александр Альбицкий,

Дьячок Михаил Богородский,

Пономарь Евгений Фаминский»

30 июня 1862 года церковь была освящена Михаилом Розовым.

Как она выглядела в то время?   Каменное здание оштукатурено снаружи и внутри, холодное, покрыто листовым железом, окрашенным медняком. Крест деревянный, обшитый белым листовым железом. Входные двери с надлежащими замками, обшиты снаружи железом. Колокольни при ней не имеется, колокола висят на старой колокольне. Внутри постройка в длину и ширину — 10 сажен и 2 аршина. Пол деревянный еловый, окна с надлежащими железными решетками.

Алтарь выштукатурен. Престол, жертвенник дубовые, столярной работы, иконостас трехъярусный столярной работы, окрашен кармином: с позолоченною резьбой. Царские врата столярной работы, с позолоченной резьбой, Иконы (их около 50) все живописные: «СНЯТИЕ СО КРЕСТА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА», БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ», «ЧЕТЫРЁХ ЕВАНГЕЛИСТОВ», икона «ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ», «ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ» и др.

Храм после 1930-х гг. пустовал, разрушаясь. Пустовал и в годы Великой Отечественной войны. Восстановлением храма начал заниматься в 90-х гг. XX века председатель колхоза «Серп и Молот» Г.И. Шаганов при поддержке местной администрации и «доброхотных дателей». Сейчас здесь возобновлено богослужение. Храм является объектом культурного наследия областного значения.

Расписание богослужений.

Богослужения совершаются в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников.

Накануне праздников и воскресения служится вечернее богослужение – Вечерня и Утреня, 1 Час.

Начало утреннего богослужения 8.00

Начало вечернего богослужения 16.00.

Таинство Крещения совершается по воскресеньям в 11.00. В субботу (накануне) проводится беседа со священником для желающих принять крещение в 12.00.

Венчание проводится в воскресение. Во время постов Таинство Венчания не совершается.

Храм открыт только во время богослужения.

 

 

Комментирование запрещено